КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ Ж.-Д. ТРАНСПОРТА (КТЖТ) — среднее специальное учебное заведение по подготовке специалистов ж.-д. транспорта.
1929 г. – по инициативе рабочих и служащих паровозного депо
станции Курск создан Вечерний рабочий техникум, здание которого размещалось на Киевском дворе в
Ямской слободе;
1930 г. – 1 сентября по решению ЦОП кадра НКПС преобразован в Дневной техникум железнодорожного транспорта с обучением по двум специальностям "Тягово-механической" и "Путейско-строительной;
1931 г. – преобразован в Курский учебный комбинат Московско-Курской железной дороги. В его состав входят два тяговых техникума (дневной и вечерний) и две школы: фабрично-заводского ученичества тяговой паровозной специальности и фабрично-заводского обучения на договорных началах;
1932 г. – состоялся первый выпуск (25 человек);
1933 г. – за самоотверженный труд коллектив техникума отмечен Красным знаменем Дорпрофсожа Московско-Курской железной дороги;
1935 г. – переезд в новое здание по улице Добролюбова, 4 и присвоение названия Курский техникум железнодорожного транспорта;
1937 г. – техникум получает новое название – Курский техникум паровозного хозяйства;
1939 г. - новое название - Курский техникум железнодорожного транспорта Центрального управления учебных заведений НКПС (ЦУУЗ НКПС СССР);
1941 г. – 28 сентября по решению ГУУЗА НКПС началась подготовка техникума к эвакуации. С октября вошел в состав Кзыл-Ординского железнодорожного техникума (эвакуация, Казахстан);
1942 г. – с января преобретает самостоятельный статус - Курский техникум паровозного хозяйства
1943 г. – в октябре техникум приступает к работе в полном объеме в городе Курске;
1947 г. – на базе техникума организуется трехгодичная школа паровозных машинистов;
1954 г. – техникум начал подготовку по вечерней форме обучения;
1955 г. - переход на подготовку техников-механиков тепловозного хозяйства;
1956 г. – правительство СССР и МПС принимает решение о технической реконструкции железнодорожного транспорта на базе электрификации. Открываются специальности: техников-механиков тепловозного хозяйства, техников-электромехаников и техников-электриков;
1960 г. – первый выпуск по новым специальностям;
1987 г. – открыт
музей истории техникума и галерея почетных железнодорожников;
1988 г. – переход на подготовку техников по тяговой специальности;
1989 г. – на Профсоюзной улице построено строителями – железнодорожниками новое здание техникума;
1997 г. – по просьбе ОАО "КурскЭнерго" открыто заочное отделение по специальности "Электроснабжение предприятий промышленности и сельского хозяйство";
1999 г. – по просьбе Курского отделения Московской железной дороги открыто очное и заочное отделения специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»;
1999 г. – в декабре сдан в эксплуатацию второй учебный корпус;
2004 г. – открыта специальность «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Проведен первый набор;
2006 г. – открыт
памятник "В честь железнодорожников-учащихся и сотрудников техникума, погибших в годы войны". На стеле высечены имена 37 погибших;
2009 г. – реорганизован путем присоединения к Московскому государственному университету путей сообщения;
2009 г. – получил новое название Курский железнодорожный техникум - филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет путей сообщения".
За годы существования техникум подготовил более девяти тысяч специалистов (2013).
В годы
Великой Отечественной войны (1941-1945) выпускники техникума сражались на фронтах. Их имена занесены в Курскую областную Книгу Памяти, в Книги Памяти Орловской, Белгородской, Воронежской и ряда других областей.
Более 30 человек исполняли интернациональный долг в республике Афганистан.
Выпускник 1999 г. Д.В. Старосельцев, служивший на АПЛК "
Курск", награждён орденом Мужества (посмертно).
Среди выпускников техникума наиболее известны:
С.А.
Гуляев - генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, заслуженный летчик СССР, кандидат военных наук;
Е.И. Плеханов - полковник авиации,
Герой Советского Союза;
И.Г. Дахов - Почётный железнодорожник, доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии наук, советник председателя Счетной палаты РФ;
Ю.И. Бобрышев - генерал-майор. Служил в должности начальника отдела военных сообщений Министерства обороны СССР. Ныне (2013) заместитель председателя Военно-промышленной ассоциации России;
А.Т. Демченко - Заслуженный деятель науки Российской Федерации, ректор Российского государственного открытого технического университета путей сообщения, доктор технических наук, профессор;
А.Д. Шишков - доктор экономических наук, профессор;
А.С. Татаринов, Ф.Е. Пашков - кандидаты технических наук, доценты;
А.П. Педан - старший научный сотрудник НИИ им. Королёва;
Л.Н. Большаков - руководитель проекта строительства Байкало-Амурской магистрали;
Н. Ф.
Шитиков, Ю. Оноприенко - писатели;
Г.В. Ильин - поэт;
М.М. Крыгин - Заслуженный строитель РСФСР, Почётный транспортный строитель СССР.
Ист.:
К. Шилов. Железнодорожникам предложили управлять трамваями. ДДД № 12 (494) от 23 марта 2004;
А. Чеграков. ДДД № 19 (605) от 9 мая 2006.
http://www.kursktgt.narod.ru/